ВОМ - поддержки» направлен на накопление содержания или развития конкретных умений, которые бы соответствовали внутренней мотивации детей
Его реализация способствует развитию умений деятельности, к которой проявили интерес дети. Используется пропедевтическая поддержка, совместная со взрослым деятельность «в зоне ближайшего развития» («хочу, но не умею или не знаю»). Планируются совместная деятельность со взрослым, среда с позиции освоения самостоятельности в освоенной деятельности, информированность родителей о необходимости поощрения и поддержки детской самостоятельности дома.
Структура ВОМ-поддержки
Формы и содержание сопровождения развития детей
Общие идеи к сопровождению развития детей |
||||
Основная идея к сопровождению развития детей
|
||||
Организация развивающего взаимодействия педагога с детьми |
Организация совместной деятельности с детьми и детей друг с другом |
Обогащение среды для выбора детьми самостоятельной деятельности |
||
1 |
2 |
3 |
||
Методы и приемы адресной поддержки подгруппы детей в ходе организованной образовательной деятельности |
Методы взаимодействия детей друг с другом в освоении усложняющихся тем. |
Оборудование, материалы, пособия, игрушки и др. (перечислить). |
||
Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка |
||||
Заполняется воспитателем. |
||||
Условия совместного с родителями сопровождения ребенка
|
||||
1 |
2 |
3 |
||
|
Участие в совместных мероприятиях группы (семейные проекты) по интересам детей. |
Оборудование, материалы, пособия, игрушки в семье. |
ПРИМЕР «ВОМ-поддержки развитию детей: Хочу рисовать»
Вариативный образовательный маршрут
развития детей старшей группы
Название ВОМ: «Хочу рисовать»
Вид ВОМ: вариативный образовательный маршрут поддержки художественно – эстетического развития детей
Срок реализации ВОМ: октябрь – декабрь 201...
Состав подгруппы: имена 5 детей
Обобщенный портрет подгруппы детей:
- Дети проявляют интерес к рисованию, с удовольствием включаются в эту деятельность
- умения в художественно - эстетической деятельности развиты слабо, что не позволяет детям качественно выполнить рисунок, неуспех в деятельности огорчает их.
- отсутствие владения формообразующими движениями, невозможность передать характерные признаки предметов.
- не развита мелкая моторика рук
Задачи сопровождения развития детей подгруппы:
- Развивать умения внимательно и последовательно рассматривать, тактильно обследовать предметы и объекты окружающей действительности перед рисованием.
- Развивать мелкую моторику рук, используя пальчикове игры на создание образов, которые можно потом использовать в рисунках, упражнения на штриховку и игровые задания с палочками и карандашами для рисования на песке, и воображаемое рисование на воде, в воздухе.
- Развивать умение воспринимать книжную иллюстрацию, высказывая свое эмоциональной отношение к образу и способам его изображения (мне нравится, что зверюшки пушистые, это можно нарисовать так ...).
- Развивать умения создавать изображения: на основе основных форм (круг, овал, прямоугольник), на основе получения оттенков нового цвета, изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки объектов (у дерева ветки разной толщины и длины).
- Развивать умения адекватно анализировать продукты своей изобразительной деятельности, видя в них достоинства, отмечая успехи.
Мониторинг успешности прохождения маршрута проводится на основе пролонгированного наблюдения за изобразительной деятельностью детей и анализа готовых работ по следующим индикаторам: ребенок умеет рассматривать и обследовать объекты и предметы перед рисованием; развита мелкая моторика рук, что позволяет ему успешно выполнять задания на штриховку, обводку; правильно воспринимает художественный образ в книжной иллюстрации, понимает значение средств выразительности; создает рисунок, используя доступные средства изобразительной деятельности, линии четкие, пытается передать художественный образ; радуется собственным достижениям в изобразительной деятельности.
Формы и содержание сопровождения развития детей
Общие идеи к сопровождению развития детей
|
||||
- Начинать работу с детьми надо с развития умений зрительно и тактильно обследовать объекты окружающей действительности, подводя их к пониманию того, что это помогает верно изобразить их в рисунке, затем переходя к анализу иллюстраций художников к детским книгам, в ходе которого помочь им увидеть разные способы создания художественного образа (цвет, линия, штриховка, расположение и пр.); - Для развития мелкой моторики рук важно использовать комплекс методов: пальчиковые игры на создание образов, которые можно потом использовать в рисунках; упражнения на штриховку, лепка из пластилина разной степени мягкости и игровые задания с палочками и карандашами для рисования на песке, и воображаемое рисование на воде, в воздухе. - Помогать детям при анализе продуктов своей изобразительной деятельности видеть их достоинства, отмечать свои успехи и определять ближайшие перспективы («хочу научиться ...»). |
||||
Организация развивающего взаимодействия педагога с детьми |
Организация совместной деятельности с детьми и детей друг с другом |
Обогащение среды для выбора детьми самостоятельной деятельности |
||
1 |
2 |
3 |
||
- До ОС по рисованию рассматривать с детьми реальные объекты и их изображения в книжных иллюстрациях, с использованием разных способов зрительного и тактильного обследования |
- Использовать книжки-раскраски, прием обведения шаблонов и штрихования, сначала фломастерами, затем карандашами. - Предлагать детям в случае затруднений в выполнении работы, приемы рисования по точкам и клеткам. - Составлять изображения, обрисовывая готовые формы: сначала орнаменты и узоры, затем сюжетные рисунки, передавая образы обведенных героев. |
Условия для лепки и обведения и штриховки Трафареты, составляем орнаменты. |
||
Пальчиковая гимнастика перед началом рисования |
- Использовать шнуровки, игры с мелкими деталями, перебирание семян, камушков, конструктор ЛЕГО. - Лепка из пластилина разного качества с уменьшением размера комка до размера горошины. - Включать детей в выбор пальчиковых игр и упражнений, стимулировать их к придумыванию новых вариантов заданий. |
Внесение новых материалов и пособий для развития мелкой моторики в зону творчества и экспериментирования.
|
||
Учить создавать изображения по восприятию, затем по памяти, постепенно переводя от шаблонных изображений к передаче индивидуальных признаков объектов |
- Предоставлять возможность для завершения рисунка, начатого в образовательной ситуации, в свободной деятельности, анализируя его достоинства и обсуждая, что еще можно улучшить в рисунке. - Создание коллективных работ по рисованию для участия в которых подбирать партнеров с более высоким уровнем развития изобразительных умений |
- Бумага различного формата и фактуры, фломастеры, мелки, краски. |
||
|
Подготовка к презентации своих достижений Снежные узоры (коллективное панно в технике штриховки и заполнения крупой готовых форм с прорисовкой мелких деталей) |
Выставка в центре активности для презентации своих достижений |
||
Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка |
||||
- Создать условия дома для лепки и рисования - Включаться в совместную изобразительную деятельность с ребенком - Использовать дома одежду на пуговицах, обувь со шнурками, обучая детей самостоятельному застегиванию и зашнуриванию. |
||||
Условия совместного с родителями сопровождения ребенка |
||||
1 |
2 |
3 |
||
Консультирование родителей по содержанию технических умений, которые может освоить ребенок |
Вовлекать родителей в совместную изобразительную деятельность с детьми в домашних условиях,
|
Оформление выставок совместных рисунков детей и родителей. |
||