Здесь вы можете ознакомиться с фрагментами сценариев организации Дня самостоятельности.
Фрагмент 1. «День самостоятельности «Здорово растем!»
Участники «Дня самостоятельности» – дети подготовительных к школе групп и педагоги ГБДОУ № 22:
ü Группа «Теремок», воспитатель Кудряшова Юлия Олеговна и учитель-логопед Гаврилова Ольга Владимировна;
ü Группа «Солнышко», воспитатель Федорова Ольга Анатольевна и учитель-логопед Семенова Елена Григорьевна;
ü Группа «Кузнечики», воспитатель Русанова Нина Юрьевна и учитель-логопед Тищенко Ольга Юрьевна;
ü Музыкальные руководители: Маркова Ольга Борисовна, Вавилова Светлана Юрьевна;
ü Инструктор по ФК – Жукова Маргарита Юрьевна.
Время |
Группа |
Кабинет логопеда |
Музыкальный зал |
Спортивный зал |
|
9.30-9.50
|
Веселые поварята
|
Сундучок здоровья |
Звуковая дорожка |
Скакалочка-выручалочка |
|
10.00-10.20 |
Научная лаборатория |
Загадки Деда Мороза |
Страна музыкальных инструментов |
Школа мяча
|
|
10.30-10.50 |
Веселые поварята
|
Сундучок здоровья |
Звуковая дорожка |
Скакалочка-выручалочка |
|
11.00-11.20 |
Научная лаборатория |
Загадки Деда Мороза
|
Страна музыкальных инструментов
|
Школа мяча
|
|
1. Предварительная работа: распределение детей на подгруппы в условиях свободного выбора, подготовка бэйджей с маршрутами следования и выбора, подготовка «паспорта дошкольника»
2.Общий сбор всех участников в музыкальном зале для получения вкладышей успеха в Паспорт дошкольника
Пример
3.Описание совместной деятельности с детьми:
В ГРУППЕ
1 вариант «Веселые поварята»
Оборудование: разделочные доски, одноразовые ножи, вареные овощи, салфетки, кастрюля, салатница. В группе накрыты столы: приготовлены овощи для винегрета, на каждого ребенка приготовлена одноразовая шапочка, пластиковый одноразовый нож, разделочная доска, фартуки.
Ход: Дети приходят в группу, где их ждет воспитатель. Он предлагает рассмотреть овощи, которые лежат на столе. Педагог задает детям вопрос: «Что же можно приготовить из этих овощей?». После разнообразных ответов детей, все вместе приходят к выводу о том, что из этих овощей можно приготовить салат – винегрет. Воспитатель читает стихотворение:
Овощи спорили до хрипоты:
Кто же из них эталон красоты?
"Я и румяна, и весела", -
С милой улыбкой твердила свекла.
Гордо кудрями тряхнула морковь,
Даже нахмурила яркую бровь.
Громко сказала, свеклу отодвинув:
"Ты весела, а я - клад витаминов!"
В спор их вмешаться рискнул огурец:
"Я ль не красавец и не молодец?
Я почти весь состою из воды,
Так что напрасны все ваши труды".
Но возмутился вдруг репчатый лук:
"Сколько, однако, красавцев вокруг!
Речи хвалебные мало что значат,
Рядом со мной все от радости плачут".
Только картофель в корзинке вздыхал.
Он разговоры на кухне слыхал:
Вымоют овощи - скоро обед
И приготовят из них винегрет.
Обсуждение, что нужно, чтобы приготовить винегрет. Дети надевают фартуки, колпаки, моют руки. Вместе с воспитателем вспоминают правила безопасной работы с ножом.
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как готовить винегрет (нужно все овощи мелко нарезать, перемешать, посолить немного и полить подсолнечным маслом).
Дети договариваются между собой, кто какие овощи будет резать, начинают работу, при необходимости воспитатель помогает детям. Нарезанные овощи смешивают в миске, дети солят винегрет, поливают подсолнечным маслом и перемешивают.
Воспитатель: «Что необходимо сделать после окончания работы?»
Дети: «Вымыть руки, посуду, убрать рабочее место»
- Ну вот, ребята, вы теперь узнали, как готовить винегрет. Винегрет очень полезен для нашего здоровья. В нем очень много витаминов. Ведь винегрет готовят из разных овощей. - Как приготовить винегрет?
К обеду всем подают приготовленный детьми винегрет.
2 вариант «Волшебная лаборатория. Опыты с водой»
Оборудование: одноразовые стаканчики, наполненные водой, одноразовые ложки, пипетки, фломастеры, соль, сахар, кофе, молоко, пищевые красители, вареное яйцо, сырое яйцо, железный ключ, деревянная пробка, магнит, бумажный кораблик
Ход:
- Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
-Чтобы узнать много интересного о воде, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое? Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Приглашаю вас в лабораторию по исследованию свойств воды!
«Вода на вкус»
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус?
Делается вывод, что у воды нет своего вкуса.
«Фокус соленой воды»
- Перед вами на столах стоят банки с водой (с холодной водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
«Вода и её цвет»
- Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети: - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Дети: Вода – прозрачная.
Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети: – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель: Докажем это: добавим в один стаканчик с водой молоко, во второй – кофе, в третий – пищевой краситель. Что произошло?
Дети: Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Какой вывод из этого следует?
Дети: - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
«Свойства молока»
Перед вами стоят тарелки с молоком. Добавьте несколько капель разных пищевых красителей. Теперь, возьмем ватную палочку, окунем ее в моющее средство и коснемся палочкой в самый центр тарелки с молоком. Что произошло?
Дети: Молоко стало двигаться, а цвета перемешиваться.
«Тонет или плавает на поверхности?»
«Перед вами разложены разные предметы. Давайте узнаем, все ли эти предметы могут плавать!»
- Попробуйте отгадать, какие из них не утонут.
- Давайте проверим.
Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают:
- Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают?
- Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Ответы детей. Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может — предмет тонет.
Воспитатель: «В двух сантиметрах от края нарисуйте фломастерами разных цветов полоску» - педагог выполняет действия вместе с детьми, – «Теперь, опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Что происходит?»
Дети: «Вода поднимается вверх по салфетке, салфетка окрашивается в разные цвета».
Воспитатель: «Дорогие мои ученые, сегодня вы сделали много открытий! Узнали много интересного о свойствах воды и можете рассказать об этом своим родителям, братьям и сестрам! До новых встреч в волшебной лаборатории!!!»
Перерыв между деятельностями 10 минут (дети отдыхают, выполняют гигиенические процедуры и др.)
В КАБИНЕТЕ ЛОГОПЕДА
«Загадки Деда Мороза/ Сундучок здоровья»
- В лесу случилась беда: Баба Яга похитила у Деда Мороза Сундучок Здоровья. Сундучок-то он забрал у Яги. Но она всё тем перепутала, испортила, перемешала. И теперь Дед Мороз обращается к нам с просьбой подсказать ему, что надо делать лесным жителям, чтобы не болеть. Чтобы Дедушка ничего не забыл, мы дадим ему картинки. Он посмотрит на них, вспомнит и передаст жителям леса ваши советы.
Ну, а теперь 1-я загадка (после называния детьми отгадки и выполнения задания логопед кладет в Сундучок соответствующую картинку)
- Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это…(Ухо)
Выполняем элементы ушной гимнастики. (Картинка : ухо)
2-я загадка (после называния детьми отгадки и выполнения задания логопед кладет в Сундучок соответствующую картинку):
Передняя часть головы, где расположены глаза, нос, рот..(лицо)
Чтобы рот хорошо говорил, глаза отлично видели, нос прекрасно дышал, надо делать небольшой массаж лица
Раз - рука, два - рука –
Лепим мы снеговика!
Три - четыре, три - четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас. (картинка: лицо)
3-я загадка (после называния детьми отгадки и выполнения задания логопед кладет в Сундучок соответствующую картинку):
«Пять сыночков у руки, добрые все мальчики,
Дружбой славятся они, и зовут их (пальчики)»
Выполняем пальчиковую гимнастику:
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем)
Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний
Наш мизинец, малышок!
У-у-у!
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять и движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять (картинка: пальцы)
4-я загадка (после называния детьми отгадки и выполнения задания логопед кладет в Сундучок соответствующую картинку):
По соседству живут, а друг друга не видят (глаза)
Выполняем элементы глазной гимнастики
К нам Снежинка залетела,
Закружилась и запела.
Вот и вправо полетела, все мы вправо посмотрели
Вот и влево полетела, все мы влево посмотрели.
Вверх, вниз
И на нос нам хочет сесть, не дадим мы ей присесть. (картинка: глаза)
Вот мы и собрали картинки в Сундучок Здоровья. Дед Мороз откроет в лесу Сундучок, увидит наши картинки и сразу вспомнит, какие советы надо дать лесным жителям (обобщение).
Перерыв между деятельностями 10 минут (дети отдыхают, делятся впечатлениями друг с другом выполняют гигиенические процедуры и др.)
В МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАЛЕ
Детей встречает музыкальный руководитель.
Вариант 1. «Звуковая дорожка»
Дети входят в зал. На экране изображена музыкальная заставка. Каждое из представленных заданий сопровождается отдельными слайдами.
1. Под песню «Музыкальный наш зал» дети идут по залу, во время остановок слушают ритмические задания и повторяют их за ведущим.
2. На лошадке под музыку отправляются в зимний лес исследовать звуки. Артикуляционная гимнастика. Звук сопровождения: «Цокот копыт».
3. В лесу слушают звуки шагов гномов и великанов, угадывают, в какой момент чьи шаги звучат. Игра : «Гномы и великаны приветствуют друг друга».
4. Слушают и угадывают звук костра. Собравшись в круг, едят деревянными ложками горячий суп (дуют, пробуют, изображают звуком вкусный суп)
5. Ритмическая импровизация с ложками под р.н.п. «На горе-то калина»
6. Гасят костер, закидывая его снежками и сопровождая каждый бросок активным произнесением междометия «Хоп»
7. Игра с вьюгой «Мы от ветра убежим» Сл. и муз. Т.В. Бокач, сб. «Колокольчик» №24, 2002.
Вариант 2. «В стране музыкальных инструментов»
Дети входят в зал. На экране слайд СТРАНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
На столе разложены детские ударные шумовые инструменты: Тарелки, бубны, треугольники, трещотки, ложки, ксилофоны, колокольчики.
1. Дети называют все инструменты и квалифицируют их, относя к определенной группе.
2. Смотрят видеоряд по каждому инструменту , анализируют профессиональную игру музыканта и учатся у мастера новым приемам игры, повторяя за ним.
3. Игра в Дирижера. Дети объединяются по группам музыкальных инструментов и ритмично исполняют русскую народную плясовую, ориентируясь на жесты дирижера.
Перерыв между деятельностями 10 минут (дети отдыхают, делятся впечатлениями друг с другом выполняют гигиенические процедуры и др.), после которого все дети собираются в музыкальном зале.
Рефлексивный этап: дети собираются в музыкальном зале, рассказывают, чем занимались, презентуют свои результаты и получают новый вкладыш-символ дня самостоятельности в «паспорт дошкольника».
Фрагмент 2 «День самостоятельности по сказке «Гуси-лебеди»с использованием квест технологии
Отступление от обычного сценария Дня самостоятельности с целью апробирования квестовой технологии. Проводится, как и предыдущий день самостоятельности, в трех подготовительных к школе группах компенсирующей направленности. Организуют совместную деятельность с детьми педагоги ГБДОУ № 22:
ü Группа «Теремок», воспитатель Кудряшова Юлия Олеговна и учитель-логопед Гаврилова Ольга Владимировна;
ü Группа «Солнышко», воспитатель Романова Татьяна Васильевна и учитель-логопед Семенова Елена Григорьевна;
ü Группа «Кузнечики», воспитатель Богданова Юлия Сергеевна и учитель-логопед Тищенко Ольга Юрьевна;
ü Музыкальные руководители: Маркова Ольга Борисовна, Вавилова Светлана Юрьевна;
ü Инструктор по ФК – Жукова Маргарита Юрьевна.
Ситуация погружения в мероприятие: Дети получают послание (презентация со звуком) на электронную почту. Начинается послание от имени сказки… но появляется Баба-Яга и говорит о том, что она выкрала их вкладыши в паспорт дошкольника (которые они получают по завершению Дня самостоятельности) и порвала их в клочья, а чтобы отыскать их, детям придется в сказке побывать. На экране появляется иллюстрация с изображением гусей-лебедей:
- Что же делать? Где искать наши вкладыши?
- В сказке «Гуси-лебеди» - догадываются дети.
Обсуждение плана действий: «Давайте поищем их там, где вы собирались побывать, составляя себе расписание дня, - воспитатель обращает внимание на расписание и бейджи детей, где стоят отметки о последовательности составленного каждым ребенком расписания дня, - в группе "У яблоньки", в музыкальный зал отправляйтесь "В гости к печке", в спортзале ищите "Молочные реки...", а в кабинете логопеда… - "Гусиное перо"».
Дети расходятся каждый по своему маршруту (расписанию дня). После прохождения каждого из четырех квестового задания, дети возвращаются в группу, чтобы поделиться впечатлениями со сверстниками
В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ «Молочная река – кисельные берега».
Детей встречает инструктор по ФК.
- Что случилось, ребята? (ответы детей)
Перед вами стоит задача найти подсказки по номерам.
№1.
Все обходят это место –
Здесь земля, как будто тесто:
Здесь осока, кочки, мхи –
Нет опоры для ноги.
(Кочки).
Отгадав загадку – дети проходят по кочкам и под последней кочкой находят подсказку №2:
Его в горах полным – полно
Он часто падает на дно ущелья со скалы крутой
Он твердый, маленький, большой
По форме разный он бывает
Его с дороги убирают.
(Камень).
Дети убирают камни (мячи) с реки – чтобы она могла свободно течь дальше.
И находят под камнями подсказку №3 – загадку:
Там рыбку ловят, загорают
И это место каждый знает
Что ж за прекрасное местечко
Где в зной прохладно?
Это………(Речка).
Игра с речкой, которая «разложена» на ковре (узкий длинный отрез ткани голубого цвета) вместе с инструктором по ФК:
1) поднимаем вверх и опускаем вниз,
2) прячутся девочки под берегами речки – мальчики держат ее за края,
3) прячутся мальчики под берегами речки – девочки держат ее за края,
4) все ребята прячутся под берегами речки – взрослые держат ее за края.
Найти подсказку № 4, чтобы узнать, как можно перебраться через речку:
Замечательная вещь
На свете белом есть.
Рыбачить можно и кататься
Природой в целом наслаждаться!
(Речка)
Игра: Дети делятся на 2 команды – это 2 экипажа на 2-х лодках. Все садятся на пол в колонну по одному. У каждой команды есть мяч, который нужно передавать вверху по рукам всех членов команды от первого игрока до последнего. Как только мяч доходит до последнего – он встает на ноги и бежит вперед и садится первым – ноги врозь. Сразу же начинает передавать мяч назад по рукам всех членов команды снова до последнего. И так постепенно лодки двигаются вперед до противоположного берега, где находят конверт, в котором есть по одной части от вкладыша для каждого ребенка.
-Через реку перебрались, надо идти дальше, - дети отправляются в группу, чтобы отдохнуть, поделиться впечатлениями со сверстниками, оставить найденную часть вкладыша и вспомнить, где искать следующую часть (куда направляется дальше маршрут каждого из них).
В ГРУППЕ «У яблоньки».
Детей встречает воспитатель:
1. – Баба-Яга навредничала, все картинки перепутала, и хочет сорвать наш день самостоятельности, чтобы этого не случилось, что надо сделать? Соберём картинку, и узнаем, что на ней изображено.
Собирают разрезные картинки, должна получиться яблонька и написанные слова под ней: «А теперь ко мне идите, яблочко моё сорвите»
2. Дети ищут в группе яблоню, подходят к ней. Воспитатель: «На пути у нас яблонька, да не простая, а с волшебным яблоком». Дети срывают зелёное яблоко. Выполняют задание зелёным фломастером.
Закрашивают, если успевают по времени, на обратной стороне читают: Я вам дети помогу - и дорогу укажу.
Анализируют, обсуждают подсказку. В группе ищут изображение плоскостного яблока.