Одним из значимых показателей социально-личностного развития ребёнка является его активность и самостоятельность. Для осознания ребёнком себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решить задачи по формированию социальной уверенности – это и стало идеей организации «Дня самостоятельности». Такое совместное событие рассматривается нами как форма презентации хода и результатов реализации вариативных образовательных маршрутов детей
Проведение наблюдения за деятельностью детей с целью выявления умений детей старшего дошкольного возраста играть и заниматься самостоятельно, находить себе дело по душе показало, что деятельность детей в ДОУ излишне регламентирована. Практически 70-80% времени в детском саду для ребёнка составляет деятельность, организованная взрослыми, и 50 % из них – строго регламентированная, включая режимные моменты. В результате: у детей недостаточно сформирована самостоятельность и активность: большинство детей не умеют или бояться принимать самостоятельные решения в самых, казалось бы, несложных и незначительных ситуациях.
«День самостоятельности» для детей подготовительных к школе групп создан как система комплексных мероприятий по развитию у детей социального опыта, коммуникативных способностей, эмоциональной сферы и адаптивных возможностей.
Во время проведения мероприятия необходимо создать для детей следующие условия:
Ø Не допускать перегрузки детей, так как перегрузка физическая, психическая или интеллектуальная ведёт к потере здоровья. Поэтому длительность каждой организованной деятельности не превышает 20 минут, плюс 10 минут отводится на отдых и самостоятельное перемещение детей по выбранному маршруту.
Ø Формировать у всех членов педагогического коллектива способность видеть и понимать закономерные связи детского организма с внешней средой, осознавать то, что ни одна педагогическая задача не может быть решена без опоры на данные психофизического состояния ребенка.
Целью «Дня самостоятельности» является обеспечение свободы выбора детьми предстоящего мероприятия и деятельности в соответствии с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста, их возможностями и способностями.
Задачи «Дня самостоятельности»
1. Осуществить организацию разнообразной, богатой случайностями развивающей предметно - игровой среды в группе и планирование деятельности детей с учётом их интересов и индивидуальных особенностей;
2. Организовать детскую деятельность, которая включает в себя механизмы социокультурного развития детей, все его компоненты; используя при этом игровую оболочку;
3. Повышать компетентность педагогов по вопросам социально-личностного и эмоционального развития ребёнка в игре, созданию психологического комфорта.