Print

analizИзучение образовательных возможностейи потребностей детей дошкольного возраста.

Изучение особенностей детей (для выявления их образовательных возможностей и потребностей) происходит в ходе наблюдения (в том числе включенного) за особенностями детской деятельности и поведения.

Методика проведения диагностирования.

Наблюдение проводится в течение 2-3 недель. Оно осуществляется в процессе всех видов деятельности: самостоятельная, совместная со взрослым, непосредственно образовательная. Фиксируются и анализируются проявления детей в ходе разных видов детской деятельности: игровой, коммуникативно-речевой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, двигательной.

Включенное наблюдение предполагает возможность создания специальных образовательных ситуаций, мотивирующих определенную деятельность ребенка. Например: внести в развивающую предметно-пространственную среду предметы, объекты, игрушки, игры, книги, которые могут вызвать интерес и породить детскую деятельность; или создать выставку (в книжном уголке, в центре творческой или познавательной активности), чтобы вызвать детей на общение по определенному тематическому содержанию, пробудить их интерес и любознательность и пр.

Включенное наблюдение может также предполагать организацию разговоров с детьми, проведение небольших заданий,

В целом это позволит углубить первоначальные сведения о результативности детской деятельности и получить более достоверную информацию о ребенке, ориентированную на «зону его ближайшего», а не только «актуального развития», и тем самым выявить не только то, что ребенком хорошо освоено, но и то, что ему интересно, доступно в условиях минимальной поддержки взрослого, что составляет его личные потребности в саморазвитии.

 Предлагаем вашему вниманию инструментарий диагностикиразвития детей дошкольного возраста.

Критерии и индикаторы для анализа результатов педагогического наблюдения и бесед с детьми разных возрастных групп: 

Младший дошкольный возраст

1. САМОПОЗНАНИЕ.

1.1. Сведения о себе.

Ребенок знает свое имя, узнает свою фамилию, отвечает на вопрос с подсказкой  о своей половой принадлежности, показывает на пальцах свой возраст.

1.2. Представления о себе, своих особенностях и способностях.

Дошкольник хорошо знает свои вещи, узнает свои игрушки среди других вещей. Осознает отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я сам застегнул»). Говорит о себе в первом лице. Высказывает свои желания и отдельные состояния («Я устал»).

1.3. Отношение к себе, самооценка.

Проявляется позитивный настрой к себе проявляется в жизнерадостном настроении. Стремится к положительной оценке окружающих, позитивно высказывается о себя («Я хороший»).

2. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

2.1. Ценности.

Малыш придерживается основных норм и ценностей (добро – зло) на основе подражания взрослому. С помощью воспитателя на картинках, в сказках, в жизни выделяет действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других и доброе отношение друг к другу.  Понимает, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение и неодобрение взрослых.

2.2. Общение и взаимодействие.

Стремиться к общению со сверстниками.  Охотно подражает сверстнику и взрослому в игре и самообслуживании. Обращается к детям по именам, делится игрушками, проявляет внимание к другим, обращается к ним приветливо. По примеру и побуждению воспитателя проявляет доброе отношение к сверстникам, замечает их эмоциональное состояние, проявляет сочувствие. Охотно откликается на предложение участвовать в общем деле и игре. Испытывает удовольствие от участия в добрых делах.

2.3. Принятие социальных ролей.

Относит себя к определенной социальной роли: «ребенок», «девочка – мальчик», «сын – дочь», «внук – внучка». Знает членов своей семьи и свое место в ней.

2.4. Саморегуляция.

Проявляет самостоятельность в освоенных видах самообслуживания, игре, продуктивной деятельности. Старается придерживаться освоенных правил и способов деятельности.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

3.1. Познавательный мотив.

Ребенок проявляет любопытство, реагирует на новые предметы и игрушки. Задает вопросы: «Что это?», «Что делает?». Проявляет интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать (раскладывать, прикладывать...).

3.2. Представления о мире.

Хорошо ориентируется в предметах и объектах ближайшего окружения. Различает их по единичным, ярким признакам (цвет, размер). Называет основные части. Использует сенсорные эталоны для их характеристики.

3.3. Познавательно-исследовательская деятельность.

При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования (рассматривает, ощупывает, прокатывает). Видит различия между двумя предметами по одному признаку, объединяет в пары предметы по принципу «такой же», «не такой». С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым. Самостоятельно находит объект по указанным признакам.

4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

4.1. Связная речь.

С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми и сверстниками.

Осваивает умения диалогической речи: отвечает на вопросы и обращения взрослого, сообщает о своих впечатлениях и желаниях, задает вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения.

Осваивает умения монологической речи: пересказывает хорошо знакомые сказки с небольшой помощью воспитателя, по вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке, предмету и игрушке из 3-4 предложений, рассказывает о ярких событиях своей жизни из личного опыта.

4.2. Словарь.

Использует в речи названия предметов и объектов ближайшего окружения, их назначения, действий с ними, частей; называет некоторые качества и свойства предметов и материалов, предметов и объектов природы;  понимают значение некоторых обобщающих слов (игрушки, одежда, овощи, фрукты, птицы и др.).

4.3. Звуковая сторона речи.

Правильно произносит все гласные и большинство согласных звуков. У ребенка правильное речевое дыхание и развита моторика речевого аппарата.

5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

5.1. Интерес.

Охотно участвует в ситуациях эстетической направленности, с желанием участвует художественной  деятельности (рисует, поет, лепит, читает стихи, слушает литературные тексты). Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку, иллюстрации.

5.2. Восприятие художественного  образа.

Проявляет эмоциональный отклик на настроение и образ художественного произведения, активно сопереживает героям, понимает основное содержание произведения на основе личного опыта. Эмоционально отзывается на некоторые элементарные средства выразительности (высота и громкость звуков, ритм цветовых пятен и линий, рифму в стихах и пр.)

5.3. Художественная деятельность.

Создает простейшие изображения на основе простых форм. Активен в играх на исследовании звука и элементарном музицировании. Рассказывает знакомые стихи, пересказывает сказки, участвует в играх с рифмами.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

6.1. Основные движения. (3-4 года)

Ходит и бегает свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.  Умеет строиться в круг, держась за руки с детьми. Умеет перепрыгивать плоские предметы на 2-х ногах. Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте и с продвижением вперед. Энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Умеет ловить мяч двумя руками одновременно. Хвататься за перекладину лестницы во время лазанья хватом сверху. Умеет ползать на четвереньках. Соблюдает элементарные правила, согласовывает движения, ориентируется в пространстве.

6.2. Физические качества (3-4 г.)

Развивается ловкость, формируется выразительность и красота движений. Ориентируется в подвижных играх при более сложных правилах со сменой видов движений. Развивается умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

6.3. Понимание ценности ЗОЖ.

Ребенок проявляет интерес к ЗОЖ, правилам безопасного поведения.

Знает, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. С интересом слушает стихи и потешки о ЗОЖ, правилах поведения в окружающей среде.

Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Стремится к соблюдению правил личной гигиены, понимая, что полезно и что вредно для здоровья.

7. ОСВОЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.1. «Предпочитаемый вид игры».

Сюжетно-отобразительная ига, в которой содержание личного опыта передается с помощью предметных действий.

Веселые подвижные и хороводные игры с несложными движениями.

7.2. «Игровые умения».

Освоение действий с предметами и игрушками для передачи цепочки действий, основанных на личном опыте.

Средний дошкольный возраст

1. САМОПОЗНАНИЕ.

1.1. Сведения о себе.

Знает свое имя, фамилию, пол, возраст, где живет, где находится детский сад, в какую группу ходит.

1.2. Представления о себе, своих особенностях и способностях.

Знает некоторые особенности своего внешнего вида. По примеру взрослого может назвать основные положительные черты своего характера («я добрый», « я сильный»). Осознает некоторые свои умения («умею рисовать»), знания («знаю, о чем эта сказка»). Имеет представления о некоторых особенностях своего организма, о назначении некоторых органов («уши, чтобы слышать»). Понимает некоторые свои состояния и желания (« я испугался», «хочу спать»). Задает вопросы о себе.

1.3. Отношение к себе, самооценка.

Охотно рассказывает о себе, подчеркивая свои положительные особенности и качества. Уверен в своих силах и возможностях. Воспринимает себя положительно. Чаще проявляет завышенную самооценку. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения.

2. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

2.1. Ценности.

Ориентируется в основных ценностях, нормах и правилах поведения, чувствует и понимает «добро – зло», «правильно – неправильно», «правда – неправда», «красиво – некрасиво». Характеризует поступки других людей (реальных детей и литературных героев) с позиции освоенных ценностей («он плохой – он дерется», «Баба Яга злая – она Иванушку съесть хотела»).

2.2. Общение и взаимодействие.

В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми и сверстниками. Осваивает основы умений взаимодействовать сл взрослыми и сверстниками в совместной    игре и деятельности продуктивного характера (элементарно согласовывает замысел, использует приемы справедливого распределения ролей и материалов, проявляет внимание к действиям партнеров). Использует освоенные правила и формы вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам.

2.3. Принятие социальных ролей.

Проявляет уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей группы. Принимает на себя  разнообразные социальные роли: «девочка – мальчик», «сын – дочь», «внук – внучка», «друг – подруга», партнер по совместной деятельности («мы вместе строим дом»).

2.4. Саморегуляция.

Проявляет целенаправленность и настойчивость в достижении результата собственных действий, с помощью взрослого обозначает цель и результат до начала деятельности, стремиться довести до конца значимое  для себя дело, переживает от неудач.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

3.1. Познавательный мотив.

Задает большое количество познавательных вопросов на установление взаимосвязей между объектами и явлениями действительности. Проявляют познавательную инициативу в игре и экспериментировании с различными материалами. Проявляется первичное избирательное отношение к определенной, интересной для ребенка и значимой для его деятельности стороне действительности.

3.2. Представления о мире.

Имеет более полные и дифференцированные представления о предметах и объектах и материалах окружающей действительности. Дает их объективную характеристику на основе использования различных сенсорных эталонов и результатов своей спонтанной экспериментальной деятельности. Устанавливает доступные для восприятия связи и отношения в предметном, природном и социальном мире.

3.3. Познавательно-исследовательская деятельность.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе активно обсуждает с детьми и взрослыми сам процесс и его результаты. Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении. Отражает в речи результаты наблюдения и сравнения объектов окружающего мира.

4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

4.1. Связная речь.

Охотно вступает в речевое общение со знакомыми и малознакомыми людьми. Использует основные формы речевого этикета в типичных ситуациях общения (приветствие, просьба, знакомство...). Участвует в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу.

Осваивает умения диалогической речи: отвечает на вопросы в зависимости от их вида. Самостоятельно задает вопросы, в том числе поискового характера. Инициирует общение со сверстником по ходу совместной деятельности.

Осваивает умения монологической речи: пересказывает вновь прочитанные литературные тексты сюжетного характера, составляет описательные рассказы о предметах и игрушках, повествовательные рассказы по картинам, использует элементарные формы объяснительной речи в деятельности ( при сговоре на игру, отгадывании загадок).

4.2. Словарь.

Использует в речи словарь для характеристики строения, особенностей, свойств и качеств объектов, предметов и материалов окружающей действительности. Могут подбирать в словесных играх определения, синонимы, антонимы и элементарные сравнения («одуванчик как солнышко»).

4.3. Звуковая сторона речи.

Осваивает произношение шипящих и свистящих звуков, стремится воспроизводить фонетический состав слова, понимает, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими, выделяет первый и последний звук в слове. Говорит внятно, в среднем темпе, регулируя интонацию, силу голоса. 

5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

5.1. Интерес.

Получает удовольствие от общения с произведениями разных видов искусства, показывает первые предпочтения к определенным видам и жанрам искусства, тематике произведений. Эмоционально высказывается о произведениях.

5.2. Восприятие художественного  образа.

Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой личному опыту. Ориентируется в некоторых средствах выразительности живописи, литературы и музыки. Сочувствует и сопереживает героям произведения, может дать им более полную характеристику, выражая свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств. Понимает, что чувства людей от радости до печали отражаются в разных произведениях искусств различными средствами. С помощью взрослого может установить связи между средством выразительности и содержанием художественного образа.

5.3. Художественная деятельность.

Отражает собственный опыт познания и деятельности, используя элементарные средства выразительности по своему выбору.  Использует освоенные умения создавать образ с помощью типичных средств выразительности для воплощения собственного замысла в рисунке, театрализованной игре, танце и пр. Стремится проявить самостоятельность в экспериментировании с красками, рифмами, звуками и ритмами. Ребенок любит самостоятельно заниматься художественной деятельностью, при необходимости стремится привлечь к этому сверстников.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

6.1. Основные движения. Ребенок 4-5 лет:

Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.

Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.

Сохраняет правильную осанку. Умеет ходить и бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Умеет ползать, пролезать, подлезать через предметы. Умеет перелезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, ориентироваться в пространстве. Умеет прыгать через короткую скакалку на 2-х ногах. Умеет принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

6.2. Физические качества.

Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Ребенок проявляет быстроту, силу, выносливость, гибкость, а также самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Выполняет в подвижной игре действия по сигналу.

6.3. Понимание ценности ЗОЖ.

Формируются  полезные навыки и привычки, нацеленные на поддержание собственного здоровья, в том числе формируются гигиенических навыки (мытье рук - самостоятельно, расчесывание – с помощью взрослого, туалет – иногда с помощью взрослого). Активно и с удовольствием участвует  в оздоровительных мероприятиях,

Ребенок с интересом познает правила ЗОЖ и безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.

В повседневной жизни стремится соблюдать правила ЗОЖ и безопасного поведения.

С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.

Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.

7. ОСВОЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.1. «Предпочитаемый вид игры».

Сюжетно-ролевая и режиссерская игра с выраженными ролями, подвижные и хороводные игры с яркими героями.

7.2. «Игровые умения».

Освоение ролевого поведения (называет роль, придумывает образ, подбирает к нему предметы и действия, выразительно передает ролевой диалог, осваивает ролевое взаимодействие)

Старший дошкольный возраст

1. САМОПОЗНАНИЕ.

1.1. Сведения о себе.

Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес дома и детского сада.

1.2. Представления о себе, своих особенностях и способностях.

Знает особенности своего организма и здоровья. Проявляет интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Задает вопросы о жизни и смерти. Проявляет интерес к своей родословной и истории своей семьи. Характеризует особенности своего внешнего вида и характера, может назвать свои достижения и перспективы развития (« я хочу научится...»).

1.3. Отношение к себе, самооценка.

Может более объективно оценить свои внешние и внутренние особенности своей личности. Под воздействием оценки взрослого может критически проанализировать особенности своих поступков и поведения. Выражает стремление стать лучше.

2. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

2.1. Ценности.

Знает и выполняет правила и нормы поведения и взаимоотношения, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. С позиции моральных и нравственных ценностей анализирует поведение других людей и самого себя.

2.2. Общение и взаимодействие.

Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения.  При поддержке взрослого осваивает умения совместной деятельности (выдвигать и принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату как к продукту общего дела, радоваться позитивным взаимоотношениям в ходе совместной работы).

2.3. Принятие социальных ролей.

Принимает на себя  и стремится действовать согласно социальной роли: «девочка – мальчик», «сын – дочь»,  «друг – подруга», «со-игрок», «со-участник», «одногруппник», «ровесник», «партнер», «петербуржец», «россиянин».

2.4. Саморегуляция.

Ребенок может самостоятельно регулировать собственное поступки на основе понимания норм и правил поведения, действуя в знакомых ситуациях общения и взаимодействия.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

3.1. Познавательный мотив.

Проявляет любознательность и интерес к самостоятельному познанию объектов, предметов и материалах окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Демонстрирует разнообразные познавательные интересы дифференцированного характера, отражая свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.

3.2. Представления о мире.

Имеет обобщенные представления о разных сторонах окружающей действительности. Умеет устанавливать разнообразные связи и зависимости, характеризует общее и частное, рассказывая об объектах, людях и событиях, использует обобщающие слова и понятия. Может рассуждать в целом о предметах и изобретениях, о людях, о городе и стране, о сезоне, о животных.

3.3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает предположения, обнаруживает проблемы, проявляет догадку и сообразительность, применяя освоенные умения в процессе их решения. Проявляет воображение и творческую активность в процессе познавательной деятельности.

4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

4.1. Связная речь.

Владеет речью как средством общения и культуры. Речь нормативна и выразительна. Применяет освоенные формулы этикета (столового, гостевого, этикета телефонного разговора, этикета общения и взаимодействия в общественных местах).

Осваивает умения диалогической речи: самостоятельно строит игровые и деловые диалоги, может выступить инициатором общения, определив тему, сформулировав основные вопросы.

Осваивает умения монологической речи: самостоятельно пересказывает вновь прочитанные литературные произведения, правильно передавая идею и содержание; в описательных рассказах о предметах, игрушках, объектах и явлениях природы использует лексические средства выразительности; строит свой повествовательный рассказ в соответствии с логикой, в повествовании отражает типичные особенности жанра сказки или рассказов; создает разнообразные виды творческих рассказов; использует элементы речи - доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместной деятельности, в повседневном общении.

4.2. Словарь.

Использует адекватно ситуации и замыслу богатый и выразительный словарь для точной характеристики объектов, предметов, сюжетов и переживаний людей. Использует в речи сравнения и эпитеты. Осваивает способы обобщения – объединения предметов в группы по существенным признакам. 

4.3. Звуковая сторона речи.

Осваивает чистое произношение всех звуков родного языка. Формируется звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Понимает термины: «слово», предложение», «звук», «буква». Умеет интонационно выделять звуки в слове, составлять предложения по схеме, осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов.

5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

5.1. Интерес.

Проявляет эстетические интересы и предпочтения, желания познавать искусство и осваивать художественную деятельность. Стремится к самовыражению впечатлений и отношений в разных видах художественной деятельности. Выражает удовольствие от встречи с произведениями искусства, желание посещать музеи, театры, концерты, библиотеки.

5.2. Восприятие художественного  образа.

У ребенка развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений разных видов искусства, мира природы, формируется художественно-эстетическое восприятие и эмоциональный отклик на проявление красоты  в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах. Имеются элементарные представления о видах и жанрах искусства, творцах и средствах выразительности. Ребенок может объяснить свое отношение к произведению не только на основе опыта познания, но и понимания средств художественной выразительности. Высказывает эстетические оценки и суждения.

5.3. Художественная деятельность.

Понимает и самостоятельно создает художественный образ, комбинируя имеющиеся умения и используя освоенные средства выразительности. Проявляет инициативу в художественно-игровой деятельности, умеет планировать деятельность, доводить ее до результата и оценивать его. Проявляет творческую активность и самостоятельность, склонность к интеграции видов деятельности.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

6.1. Основные движения.

5-6 лет.

Бегает наперегонки, с преодолением препятствий. Лазает по гимнастической стенке, меняя темп. Прыгает в длину, в высоту с разбега, правильно разбегается, отталкивается  и приземляется в зависимости от вида прыжка, прыгает  через длинную скакалку. Учится сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.

6-7 лет.

Совершенствуется техника основных движений. Ребенок умеет сохранять заданный темп в ходьбе и беге, сочетать разбег с отталкиванием и приземлением в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Использует активное движение кисти руки при броске мяча. Перелезает с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Быстро перестраивается на месте  и во время движения, выравнивается при построении в колонне, шеренге, круге; выполняет упражнения ритмично, в указанном темпе.

6.2. Физические качества.

Развитие естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений, а также силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Выполняет упражнения в статическом и динамическом равновесии, развивается координация движений и ориентировка в пространстве.

Ребенок проявляет в двигательной деятельности выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество,  фантазию. Проявляет интерес к физической культуре и спорту.

6.3. Понимание ценности ЗОЖ.

Представления ребенка о ЗОЖ и безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями, вредными привычками и их последствиями для жизни, знает особенности своего организма и здоровья (например, причину аллергии и т.п.)

Ребенок умеет: соблюдать ЗОЖ, правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами; быть осторожным при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.

Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.

7. ОСВОЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.1. «Предпочитаемый вид игры».

Развитие воображения в 5-6 лет  позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети старшего дошкольного возраста предпочитают:

-   творческие сюжетные игры, в которых есть возможность проявить фантазию и воображение, комбинируя личный опыт с сюжетами, взятыми из книг,  мультфильмов и фильмов.

- игры-фантазирования,

- развивающие игры с правилами и творческого характера.

7.2. «Игровые умения».

Действия в играх становятся разнообразными: ребенок вариативно использует игрушки, предметы и предметы-заместители, создает яркий образ героя.

Основным умением является сюжетосложения (способность придумать общий замысел игры, отобрать оригинальное содержание, выстроить логичную цепочку: завязка, развитие событий с кульминацией, развязка). 

Старший дошкольный возраст

 

Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский