Print

interes

Изучение детских интересов происходит в двух направлениях. Первое связано, прежде всего, с их диагностикой в начале и в конце учебного года. В этот период определяются содержание интересов дошкольников и сформированность познавательного мотива деятельности. С этой целью могут использоваться следующие методы.

Беседа с детьми направлена на изучение содержания детских интересов (средний и старший дошкольный возраст). Она составлена на основе методики исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов, которая проводилась кафедрой дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в 2008–2009 гг.. С детьми среднего дошкольного возраста такая беседа проходит на основе выбора картинок с изображением предпочитаемых видов деятельности и включает следующие вопросы: Что ты любишь делать дома? Что ты любишь делать в детском саду? Что ты любишь делать на прогулке? В какие игры ты любишь играть? Твои любимые игрушки? Какие книги ты любишь? Твои любимые мультфильмы? Какие передачи по телевизору ты смотришь? Что ты любишь рисовать? Твои любимые песни?

В беседу с детьми старшего дошкольного возраста включены следующие вопросы: Что ты любишь больше всего на свете? Чему бы ты хотел научиться? Что бы ты хотел узнать? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Что вы делаете дома всей семьей? Как вы отдыхаете в семье? Что тебе нравится в детском саду больше всего? Что интересного есть в твоем городе? Любишь ли ты ходить в театр? В какой? Твой любимый спектакль? Любишь ли ты ходить в музей? В каком музее ты уже был? Кем ты станешь, когда вырастешь? Какие профессии тебе нравятся? Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? Какие книги ты любишь? Твои любимые литературные герои? Твой любимый герой мультфильма? Какие телепередачи (для детей и взрослых) ты смотришь? Какие кинофильмы тебе нравятся? Какую технику ты любишь?

Беседа со старшими дошкольниками осуществляется поэтапно, по несколько вопросов в день. Вопросы могут задаваться от лица игрового персонажа или в форме «интервью» с использованием специальных атрибутов (микрофона).

Методика «Угадай, что в ящике»

Методика «Угадай, что в ящике» для детей старшего дошкольного возраста (Э.А. Баранова) направлена на изучение произвольной поисковой активности в форме вопросов. Используется черный ящик с вложенным предметом, часто встречающимся в окружающей обстановке. Ребенку предлагается задавать вопросы для того, чтобы по ответам взрослого угадать, что находится внутри. Время выполнения задания 10 минут. Детские вопросы фиксируются. По преобладанию поисковых вопросов определяется сформированность познавательной потребности ребенка.

Методика «Древо жизни »

Методика «Древо желаний» для детей старшего дошкольного возраста (В.С. Юркевич) позволяет изучить содержание детских интересов и познавательный мотив деятельности (время ответа на вопрос 4-6 минут):

1.    «Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил?»

2.    «Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?» (регистрируются первые 5 ответов).

3.    «Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?» (регистрируются первые 5 ответов).

4.    «Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?».

5.    «Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги?».

6.    «Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?» – (регистрируются первые 5 ответов).

Из содержания детского рассказа выбираются ответы познавательного характера. Познавательная активность оценивается следующим образом: если ответов познавательного характера 9 и более – у ребенка ярко проявляется познавательный, исследовательский интерес к миру, если ответов познавательного характера всего 2 и менее, познавательный мотив еще не сформирован.

Содержание детских ответов помогант определить и направленность интересов детей к изучению определенных объектов окружающего мира и интерес к деятельности.

Ситуация «Мои впечатления»

Ситуация «Мои впечатления» направлена на изучение содержания детских интересов. Педагог в произвольной беседе с детьми спрашивает об интересных событиях в жизни воспитанников. Например «Расскажи, что интересного ты увидел и узнал, когда был в зоопарке?» (дельфинарии, океанариуме, ботаническом саду, парке, когда был на даче?); «Что интересного случилось в твоей жизни в выходные дни?» (где был, что увидел, что понравилось больше всего).

На основе анализа степени активности ребенка в процессе беседы и анализа содержания детских ответов делается вывод об особенностях содержания детских интересов.

Ситуация «Мои впечатления»

Практическая ситуация «В гости в другую группу». Цель: изучение содержания детских интересов и предпочтений.

Проводится с подгруппой детей. Дети приглашаются в гости в соседнюю группу. В ней нет детей, но есть игры и игрушки, в которые можно поиграть. Гостям разрешается делать все, что они захотят, но аккуратно, чтобы не нарушать порядок. Выполнять правило, если взял поиграть, потом надо обязательно положить на место. В течение 15 минут идет видеофиксация того, что выбирают и как действуют дети (стратегии поведения в незнакомой обстановке), время действия с одним предметом, инициативы детей.

Полученная информация поможет определить содержание детских интересов и характерную для ребенка стратегию поведения при взаимодействии с новым объектом.

Ситуация наблюдения за ребенком в свободной деятельности.

Цель: изучение детских интересов и особенностей поведения в процессе действия с разнообразными (знакомыми, новыми) объектами окружения.

В процессе наблюдения за ребенком в ходе свободного общения, совместных игр воспитатель ведет наблюдение и фиксирует, стремится ли ребенок рассказывать о себе, своих близких и что он рассказывает (о разных событиях, эпизодах раннего детства, мечтах, о своих умениях и достижениях, об интересующих его сторонах окружающей действительности). Важно, чтобы при диагностике педагог обратил внимание на проявляющиеся интересы дошкольников к разным сторонам своей жизни и жизни близких (родных, сверстников) в настоящем, прошлом и будущем.

Полученная информация поможет учитывать особенности развития детских интересов при организации совместной деятельности с сдетьми, выбрать характер мотивации деятельности, ее содержание.

Важным направлением изучения интересов является постоянное отслеживание изменения предпочтений дошкольников во взаимодействии со взрослым в течение дняэто второе направление мониторинга предпочтений дошкольников. Для этого после каждого мероприятия, проведенного в детском саду, детям задается вопрос: «О чем вы еще хотите узнать?» («Чем еще хотите позаниматься?»).

Используется и образовательная ситуация диагностического характера «Копилка интересов». Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все, что интересно. Чтобы получить более полную информацию, задает воспитанникам три вопроса: Что вам интересно делать? Чем вы любите заниматься в детском саду? Что хотите узнать? Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Записки перемешиваются, после чего одна из них извлекается и озвучивается. С реализации данного интереса (вопроса) начинается работа с копилкой. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить детские интересы на группы: те, которые можно реализовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности в режиме дня и т.д.

Можно использовать и фиксацию детских вопросов (предложено Поляковой М.Н.). Воспитатель записывает все вопросы детей, заданные в течение недели, а также фамилию и имя ребенка, задавшего вопрос.

Вопросы записываются в таблицу, в первой графе которой записывается имя ребенка, во второй – вопросы ребенка, третья графа предназначена для записи выводов.

Критерии и показатели для анализа детских вопросов:

1.                  Направленность вопросов: познавательная (вопросы на установление причинно-следственных связей, например, « Почему корова ест траву зеленую, а молоко получается белое?»), иная (например, «А что у нас будет на обед?», «А мама скоро придет?»).

2.                  Количество заданных вопросов: много (более пяти вопросов познавательной направленности за неделю), мало, нет вопросов познавательной направленности.

3.                  Содержание вопросов: вопросы о природе, о технике, о социальном мире и человеке, о мире искусства, о странах, об экономике и т.п.

4.                  Временная характеристика вопросов: вопросы касаются современности, истории или возможного будущего времени.

5.                  Отношение ребенка к ответу на вопрос: выслушивает ответ на свой вопрос внимательно или невнимателен, отвлекается в момент ответа.

На основе проведенного анализа делается вывод о степени проявления познавательной направленности ребенком (сильная, слабая, не проявляется) и об особенностях содержания его интересов.

Постоянное отслеживание интереслв дошкольников становится традицией ежедневного взаимодействия с детьми, постепенно активность детей наравстает, они уже не ждут вопросов от взрослого, а сами проявляют инициативу, предлагая содержание и формы организации деятельности в ближайшее время.

Критерии и индикаторы оценки детских интересов

Интересы дошкольников могут различаться по разным параметрам: широте (степени охвата объектов действительности), направленности, действенности (стремлением к реализации интереса в деятельности), осознанности, устойчивости и глубине (Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, В.Г. Иванов, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова). Приведем критерии оценки детских интересов.

Критерий 1проявление ребенком интереса к процессу познания.

Индикаторы:

-       дошкольник задает исследовательские вопросы: «Как», «Какой», «Зачем», «Для чего», «Почему», «Что будет, если»;

-       с интересом и удовольствием включается в наблюдение и экспериментирование, инициирует познавательно-исследовательскую деятельность;

-       замечает новый объект, обследует его, спрашивает про него, наблюдает за ним.

Критерий 2. - сформированность познавательного мотива деятельности.

Индикаторы:

-       преобладание вопросов и ответов с познавательно-исследовательской направленностью (хочу узнать, интересно, как, зачем);

-       удерживает познавательный мотив на протяжение всей деятельности и высказывает его в результате (я узнал, научился, теперь знаю);

-       охотно включается в деятельность познавательного характера.

Критерий 3.содержание детских интересов.

Индикаторы:

-       какая сфера действительности интересует ребенка: природа, культура, общение, предметный мир, область –Я;

-       широта интересов;

-       какую деятельность чаще предпочитает ребенок в ситуации выбора.

Критерий 4.направленность интересов в соответствии с проявлением отношения к миру.

Индикаторы:

-       какой компонент интереса преобладает в проявлениях ребенка в деятельности и поведении;

Критерий 5. - осознанность интереса.

Индикаторы:

-       ребенок говорит о своих интересах и предпочтениях;

-       четко формулируют свой интерес,

-       может объяснить, пояснить его;

-       стремится отстаивать свои интересы, приводя аргументы в пользу выбора.

Критерий 6. - отношение к интересам других.

Индикаторы:

-       ребенок выслушивает интересы сверстников;

-       учитывает интересы других детей в деятельности, соглашается на изменение собственных планов для учета мнений партнеров.