Перечень методов диагностики:
– Наблюдение за ребенком в его непосредственной деятельности и индивидуальная беседа с ребенком.
- – Изучение особенностей кратковременной и долговременной слухоречевой памяти(«Проба на запоминание 10 слов», А.Р. Лурия), [2,5,11].
- – Изучение объема и устойчивости кратковременной зрительно – пространственной памяти (Л.В. Томанов, Е.И. Шапиро), [1,2].
- Выявление характера ассоциативной и логической памяти (Методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев), [3,9].
- Изучение способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков у детей дошкольного возраста (Методика «Исключение лишнего»), [2,6,9,11].
- Изучение особенностей развития общего и невербального интеллекта детей дошкольного возраста (Тест прогрессивных цветных матриц Дж. Равена), [7,11].
- Определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди (Методика выявления самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур, [10].
- Выявить ведущую форму общения ребенка с взрослыми, изучить особенности развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет (М.И. Лисина), [4,8].
- Изучение особенностей взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками (Методика «День Рождения» (М. Панфилова), [6,8].
Перед непосредственным проведением диагностического обследования детей дошкольного возраста проводились методы, условно называемые дополнительными, такие как:
Наблюдение за детьми в повседневной деятельности детского сада
Каждый день проводится наблюдение за детьми дошкольного возраста. В ходе него выясняется, в каком настроении приходят дети, кто их приводит в детский сад, как дети ведут себя на занятиях, на прогулке, в режимные моменты.
Проведение индивидуальной беседы:
Индивидуальная беседа позволяет психологу познакомиться и/или установить положительный эмоциональный контакт с каждым ребенком и снизить выраженность ориентировочной реакции детей на новые виды игровых ситуаций. Установление эмоционального контакта с детьми осуществляется посредством вопросов: "Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет? Нравится ли тебе в детском саду?”, “Что ты больше всего любишь делать в садике?”, “С кем любишь играть?”, “Какая твоя любимая игрушка?”, “Есть ли у тебя братик или сестрёнка?”, “Кто тебя приводит в садик?” Если ребенок по той или иной причине недостаточно свободно отвечает на них, психолог задает ему вопросы, имеющие варианты и возможность выбрать правильный ответ. Например: "Тебя зовут Петя или Саша? Твоя фамилия Сидоров или Иванов? Тебе 5 лет или 7 лет? В какие игрушки ты больше любишь играть: в машинки или кубики; куклы или конструктор? А с кем тебе больше нравится играть: с мальчиками или девочками? Почему?".
Основными признаками, позволяющими психологу переходить к выполнению другого задания, стали: свободное протекание беседы, развернутые ответы ребенка на поставленные вопросы.
Для детей, с которыми возникают сложности при установлении эмоционального контакта при проведении беседы, вводятся дополнительные признаки, свидетельствующие о преодолении у них состояния нерешительности, боязливости перед неизвестным, чувства недоверия к взрослому. Были выделены, для указанной подгруппы детей, следующие признаки, отмечающиеся и у остальных детей, это – способность ребенка поднимать глаза и смотреть в глаза партнера по общению при разговоре, а также установление относительно продолжительного контакта глаз между ребенком и психологом.
К дополнительным методам необходимо отнести работу с медицинскими картами обследуемых детей для понимания особенностей развития ребенка с учетом его анамнестических данных.