Print

 

Видология и структура вариативного образовательного маршрута

На проектировочном этапе разрабатывается вариативный образовательный маршрут. Ответственными за разработку маршрута являются воспитатели групп, однако к этой работе привлекаются все специалисты детского сада, участвующие в его реализации. Маршрут содержит информацию не только о том, что и как делать с ребенком, но и рекомендации по работе с семьями воспитанников.

Общая логика проектирования соответствует четырем этапам:


image001     Важная информация о содержании основных этапов проектирования вариативного образовательного маршрута 

1. Информационная часть ВОМ включает закономерные разделы: название ВОМ, вид ВОМ (об этом мы расскажем далее), срок реализации ВОМ (который не должен превышать 2-3 месяцев, так именно такая продолжительность позволяет решить конкретные четко сформулированные задачи и получить, в тоже время, видимый результат) и состав подгруппы. Позже других появилась идея о том, что нужно представить «обобщенный портрет подгруппы детей», что требует глубоко и направленно проанализировать выявленные особенности детей, абстрагироваться от частного и обнаружить то общее, что станет предметом углубленной работы с детьми, позволит четко поставить задачи и определить критерии для анализа успешности продвижения дошкольников по маршруту развития.

2. Целевая часть ВОМ. Как правило, в этой части планируются задачи работы с детьми на определенный отрезок времени. Однако апробация показала, что гораздо важнее (и сложнее!!!) обнаружить основную причину выявленных особенностей детей. Именно это позволяет направленно и точно сформулировать задачи сопровождения развития детей подгруппы. В свою очередь первые два компонента позволяют определить основную идею к планированию маршрута. Это тоже непростая задача для педагога, но без ее решения последующее планирование работы может оказаться лишенным общего стержня и не всегда направленным на решение поставленных задач.

3. Методическая часть ВОМ. Важно заранее спланировать:

       Условия и методы организации взаимодействия с детьми.

       Пути обогащения развивающей предметно-пространственной среды.

       Рекомендации специалистов ДОУ по взаимодействию воспитателя с детьми.

       Рекомендации родителям по организации помощи ребенку.

4. Результативно-диагностическая часть ВОМ: мониторинг успешности прохождения маршрута


 Наш взгляд на проблему структурных единиц проектирования вариативного образовательного маршрута


Итак: Основными структурными единицами вариативного образовательного маршрута являются информационная страница и методические рекомендации к сопровождению развития детей. На информационной странице указываются: название, вид маршрута, срок реализации, состав подгруппы, обобщенный портрет детей (описание общих особенностей подгруппы, определяющих цели сопровождения, и характерных особенностей, определяющих содержание и методы взаимодействия), задачи сопровождения развития детей и мониторинг успешности прохождения маршрута (с указанием методов изучения и индикаторов оценки).

Методические рекомендации к сопровождению развития детей

 
    Общие рекомендации по организации взаимодействия педагога с детьми:

 Рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия педагога с детьми и рекомендации по организации взаимодействия родителей с детьми.

 

Методические рекомендации к сопровождению развития детей

Вместе с тем выше мы уже обосновали необходимость использования технологии «Кейс-ВОМ», согласно идеям которой далее следуют организационно-деятельностный и рефлексивно-аналитический этап.

Организационно-деятельностного этап

По ходу реализации организационно-деятельностного этапа вариативного образовательного маршрута педагоги накапливают методические материалы, наиболее эффективные для реализации задач работы с подгруппой детей. Например, к маршруту «Познавайка» (он представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 4.1.) педагоги приложили: игровые и лексические упражнения на развитие познавательных и речевых умений, описание игр, наблюдений и экспериментов, бесед на лексические темы, сценарии мини-проектов, используемые стихи, загадки, тексты для пересказа и пр. Этот методический материал способствует оказанию адресной помощи и поддержки детям в решении образовательных задач, заявленных в маршруте. По мере прохождения маршрута собираются детские работы, отзывы педагогов и родителей. 

Рефлексивно-аналитический этап

На рефлексивно-аналитическом этапе осуществляется анализ результативности вариативного образовательного маршрута (что и с кем достигнуто) и делается вывод о возможности завершения или продления работы с детьми по данному направлению

Рефлексивно-аналитический этап

Таким образом:

       Создание вариативного образовательного маршрута в форме кейс-технологии («Кейс-ВОМ») становится эффективным инструментом системной поддержки разнообразия детства.

- Системность в данном случае рассматривается и как создание единого пространства взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ДОО, и как взаимосвязь диагностического и деятельностного этапов педагогического процесса в ходе выявления индивидуальных особенностей детей и содействия их развитию с учетом запросов семьи и социокультурных условий.

Есть проблема: в ходе диагностического этапа могут быть выявлены разные особенности развития детей, связанные как с проблемами, которые испытывает ребенок, так и, напротив, с теми достижениями, которые он имеет.

Отсюда важный вопрос: может ли быть общей форма ВОМ для детей с разным характером особенностей и образовательных потребностей

Ответ: «Очевидно, - нет!», - подтвердился в ходе опытно-экспериментальной работы. Но до объяснения различий в формах проектирования ВОМ методической части ВОМ, важно раскрыть основную идею авторской концепции.

Наш взгляд на проблему видологии вариативных образовательных маршрутов в контексте психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Основной идеей психолого-педагогического сопровождения является его адресность и отказ от унифицированных форм взаимодействия, одинаковых для всех воспитанников возрастной группы ДОО. В русле данных идей родилась концепция о трех видах маршрутов, которые определяются согласно видам возможных особенностей, интересов и особых образовательных потребностях детей дошкольного возраста. Которым может быть необходима:

ü Помощь в случае серьезных (но не осознаваемых или отвергаемых самими детьми) затруднений в освоении содержания определенных образовательных областей, в становлении базовых умений, связанных с актуальными новообразованиями детей данного возраста;

ü Поддержка, если у них проявляется интерес к какому-либо предметному содержанию или виду деятельности, и они начинают осознавать имеющиеся проблемы или просто хотят достичь новых результатов в пока еще плохо освоенных способах действий;

ü Содействие развитию уже ярко выраженных способностей ребенка, который проявляет творческие способности, высокий уровень самостоятельности и продуктивности в деятельности, хочет развиваться и совершенствоваться далее, готов «поделиться» своими знаниями и умениями с другими детьми.

В соответствии с этим были определены три вида вариативных образовательных маршрутов, которые требуют разной тактики психолого-педагогического сопровождения развития детей и, соответственно, особых методических рекомендаций к организации взаимодействия с детьми. А также разной формы планирования (с преобладанием обучающего взаимодействия в первом случае, с увеличением доли совместной деятельности с детьми во втором случае и с акцентом на создание условий для творческих проявлений в третьем). Соответственно меняется и уровень достигаемых результатов.

Для каждого маршрута был определен запоминающийся слоган (в соответствии с интересами потребностями и образовательными возможностями дошкольников) и яркий символ (отражающий суть взаимодействия взрослого и ребенка в ходе реализации ВОМ).

Покажем яркие отличия маршрутов трех видов с помощью постеров.