ВОМ содействия в развитии способностей» направлен на поддержку самостоятельности, инициативности и творчества детей в деятельности, которая их привлекает.
В ходе его проектирования и реализации особое внимание обращается на развитие умений, которые предвосхищают «зону ближайшего развития». Создание условий в среде для проявления самостоятельности, инициативности и творчества. Совместная деятельность с детьми, в которой они могут презентовать свои способности и помочь другим (быть режиссерами в игре, ведущими в познавательной деятельности, главой команды по подготовке рубрики проекта, быть достигаемым образцом для других детей). Планируется организация этими дошкольниками мастер-классов для сверстников.
Планируется адресная работа с родителями:
ü с теми родителями, которые знают и поддерживают ребенка – как взаимодействовать с другими детьми, как применить свои уникальные способности для общения со сверстниками;
ü с родителями, которые недооценивают творческие способности своих детей – планируется их просвещение по проблеме одаренности и ранней поддержки талантов.
Структура ВОМ-содействия развитию способностей детей
Формы и содержание сопровождения развития детей
Общие идеи к сопровождению развития детей
|
|||
Основная идея к сопровождению развития детей
|
|||
|
Тематика совместной деятельности детей со сверстниками по интересам |
Создание новых центров активности в группе для поддержки детских интересов
|
|
2 |
3 |
||
Обозначаются общие темы «мини-проектов» по интересам детей |
Организация и оборудование центра по выявленным интересам детей |
||
|
|
||
Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка
|
|||
Заполняется воспитателем
|
|||
Условия совместного с родителями сопровождения ребенка
|
|||
|
Тематика совместной деятельности с ребенком по его интересам |
Создание дома условий для поддержки интересов ребенка |
|
2 |
3 |
||
Формы деятельности в семье по поддержке выявленных интересов детей. |
Разнообразный материал для детского творчества. Книги с информацией о той стороне действительности, к которой проявили интерес дети. |
Структура ВОМ-содействия развитию способностей детей
ПРИМЕР «ВОМ-содействия развитию способностей детей»
Представлен организационно-деятельностный этап технологии «Кейс – ВОМ»).
Вариативный образовательный маршрут
развития детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Название ВОМ: «Разноцветные резиночки»
Вид ВОМ: развитие творческих способностей
Срок реализации ВОМ: декабрь 201.. – февраль 201..
Состав подгруппы: имена 7 детей
Обобщенный портрет подгруппы детей:
- Дети проявляют устойчивый интерес к продуктивной художественной деятельности, стремясь получить в ней конкретный продукт и достичь высокого результата;
- Предпочитаемый вид деятельности – плетение из резиночек, составление картинок из термомозаики;
- Дети освоили и самостоятельно используют основные способы плетения при изготовлении главным образом цепочек «браслетиков»;
- Дети приносят материалы для плетения из дома, общаются друг с другом по этому поводу;
Задачи сопровождения развития детей подгруппы:
- Развивать умения придумывать новые образы на основе освоенных техник, объединяя их по темам.
- Показать возможность использования поделок в разных видах деятельности и с разными целями.
- Познакомить с новыми способами плетения из резиночек с помощью крючка, станка – рогатки, вилки и станка.
- Создать условия предметно-пространственной развивающей среды в группе для углубления интересов к художественно-творческой деятельности с новыми материаламии к дизайн – деятельности.
- Побуждать детей вовлекать в эту деятельность других сверстников.
Мониторинг успешности прохождения маршрута проводится на основе пролонгированного наблюдения за деятельностью детей и анализа готовых работ по следующим индикаторам: проявляют творчество, придумывая новые образы и вариативно используя разные способы плетения; предлагают способы использования поделок в разных видах деятельности, вовлекая в это других сверстников.
Формы и содержание сопровождения развития детей
Общие идеи к сопровождению развития детей
|
|||
- Мотивировать детей к придумыванию новых образов поделок из резиночек, объединяя их общей тематикой в соответствии со своими интересами. - Обсуждать с детьми возможность использования поделок в разных видах деятельности (режиссерской игре, дизайн - деятельности, в играх-экспериментированиях и пр.) и с разными целями (для себя, для подарка, для украшения и др.). - Предложить детям поделиться своим опытом и умениями с другими детьми группы, выступая инициаторами и «мастерами». |
|||
|
Тематика совместной деятельности детей со сверстниками по интересам |
Создание новых центров активности в группе для поддержки детских интересов |
|
2 |
3 |
||
Тема 1. (плетение цепочек и их соединение) «В стране цифр и букв» (сплести и выложить пример решения задачи из цифр, слова из букв, тайный шифр и пр.) Тема 2. «Скоро Новый Год» (изготовление подарков для друзей и родителей, елочные игрушки, плакат - поздравление и др.) Тема 3. (плоскостные изображения) «Подводный мир» (цепь, сеть, водоросли, якорь, морская звезда, осьминожка и др.) Тема 4. (объемные изображения) «Шарики – смешарики» (герои мультфильмов, сказок и придуманных самими детьми историй) |
Организация в группе творческой мастерской «Волшебные резиночки» с материалами, инструментами, фотографиями, пооперационными картами по изготовлению поделок, местом для выставки новых работ. |
||
Подготовка к проведению мастер-класса для сверстников по теме: «Браслеты для подарка другу и подруге»… |
Подготовка выставки в центре активности для мастер-класса «Подарки своими руками» |
||
Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка
|
|||
-Позволять ребенку, если он того желает, заниматься плетением, поддерживать его в этом интересе, показывать, как это поможет ему в жизни (изготовить подарок, подготовится к школе и пр.); - Находить слова поддержки для творческих проявлений ребенка, избегать критики первых опытов, как бы ни были они неудачны, - Обсуждать новые образы для поделок и способы их воплощения, при возможности включаться в эту деятельность совместно с ребенком, используя личный пример творческого подхода к решению новой задачи. |
|||
Условия совместного с родителями сопровождения ребенка
|
|||
|
Тематика совместной деятельности с ребенком по его интересам |
Создание дома условий для поддержки интересов ребенка |
|
2 |
3 |
||
Вместе с ребенком поискать в разных источниках темы и образы новых поделок, способы их изготовления в разных техниках. Придумать вместе с ребенком, как поделки могут быть использованы для украшения дома, для подарков родным и друзьям, в качестве игрушек для младших членов семьи. |
- Определение специального места для хранения материалов для рукоделия (коробка, сундучок, шкатулка, полка ...). - Разнообразный материал для ручного художественного творчества. -Книги и журналы с информацией, иллюстрациями и образцами по теме любимых занятий. |