Вариативный образовательный маршрут первого вида «ВОМ – помощи»
Суть авторской концепции проектирования «ВОМ – помощи» развитию детей по освоению задач и содержания образовательной области при не выраженном у них интересе
Сущность взаимодействия с детьми в первую очередь связана с созданием условий для проявления интересов детей. Для этого используются разные виды стимулирования (игровая и практическая), взаимодействие с детьми строиться в тесном сотрудничестве с родителями, что помогает ребенку справиться с проблемами освоения содержания образовательной области. Смысл сопровождения: задания помогают ребенку освоить зону актуального развития в соответствие с возрастом. Планируется содержание взаимодействия в единстве всех компонентов: и совместная со взрослым деятельность (НОД), и включение ребенка в детское сообщество и обогащение среды для индивидуальной работы с ребенком по практикованию освоенных умений. Особое значение имеет помощь родителям по совместному решению задач.
Структура ВОМ-помощи
Основными структурными единицами вариативного образовательного маршрута являются информационная страница и методические рекомендации к сопровождению развития детей. На информационной странице указываются:
название,
- вид маршрута,
- срок реализации,
- состав подгруппы,
- обобщенный портрет детей (описание общих особенностей подгруппы, определяющих цели сопровождения, и характерных особенностей, определяющих содержание и методы взаимодействия),
- задачи сопровождения развития детей и мониторинг успешности прохождения маршрута (с указанием методов изучения и индикаторов оценки).
Структура ВОМ-помощи
Методические рекомендации к сопровождению развития детей содержат: общие рекомендации по организации взаимодействия педагога с детьми (организации обучающего взаимодействия педагога с детьми, организации совместной деятельности педагога и детей и обогащению среды для инициирования самостоятельной деятельности детей), а также рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия педагога с детьми и рекомендации по организации взаимодействия родителей с детьми.
ПРИМЕР «ВОМ-помощи: Познавайка»
Вариативный образовательный маршрут
развития детей старшей группы
Название ВОМ: «Познавайка».
Вид ВОМ: вариативный образовательный маршрут помощи детям по освоению задач и содержания образовательной области «Познавательное развитие».
Срок реализации ВОМ (с указанием конкретных месяцев): октябрь – декабрь 201...
Состав подгруппы: фамилии и имена 7 детей.
Обобщенный портрет подгруппы детей:
- познавательный интерес выражен слабо, не имеет определенной направленности, зависит от интереса к форме деятельности;
- умения познавательной деятельности развиты слабо, не позволяют детям проявить самостоятельность в познании;
- содержание представлений об окружающем мире не соответствует возрастным возможностям;
- предпочитаемые виды деятельности: ручной труд (плетение), конструктивная деятельность;
- тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях.
Задачи сопровождения развития детей подгруппы:
- Инициировать интерес детей к разным сторонам действительности и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать познавательные умения (сравнивать, выявлять сходство и различие, устанавливать связи, обобщать по ряду признаков) в процессе наблюдений, экспериментирования, конструирования.
- Развивать самостоятельность, инициативу в познавательно-исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию уверенности в себе, осознанию роста своих достижений.
Мониторинг успешности прохождения маршрута проводится на основе пролонгированного наблюдения по следующим индикаторам: ребенок задает вопросы познавательной направленности; замечает новый объект и стремиться узнать о нем; самостоятельно применяет опыт познания в знакомых ситуациях; радуется собственным достижениям и успехам в познавательно - исследовательской деятельности.
Формы и содержание сопровождения развития детей
Общие идеи к сопровождению развития детей |
||||
- Использовать приемы игровой мотивации для организации познавательно-исследовательской деятельности, постепенно переходя к мотивам практической направленности (рассмотреть, чтобы потом сделать поделку, конструкцию) и мотиву самовыражения в привлекательной для ребенка деятельности. - Оказывать пропедевтическую (предупреждающую) помощь в предварительной подготовке детей к освоению нового содержания (новой лексической темы, нового способа экспериментирования и пр.). - Поддерживать любые проявления любознательности, побуждать детей задавать вопросы при наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций. |
||||
Организация обучающего взаимодействия педагога с детьми |
Организация совместной деятельности с детьми |
Обогащение среды для инициирования самостоятельной деятельности детей |
||
1 |
2 |
3 |
||
- Проводить индивидуальные беседы в соответствии с планируемой темой. - Организовывать опережающее знакомство с объектами, книгами о них, их изображениями. |
- Обсуждать коллективно ответы на занимательные познавательные вопросы. - Проводить игровые и лексические упражнения по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. |
Коллекции по интересам детей.
|
||
Развивать у детей умения придумывать загадки об объектах после их обследования. |
Предлагать детям отгадывать загадки и объяснять отгадки к ним. |
Тематические сборники загадок. Сборник придуманных детьми загадок. |
||
Использовать деятельность конструирования и ручной труд для развития умений обследовать предметы и материалы. |
Включать детей в выбор и обоснование предметов и материалов для ручного труда и конструирования
|
Внесение разных материалов и инструментов для ручного труда в зону творчества.
|
||
Предлагать детям зарисовать ход и результаты экспериментирования. |
В мини-проекте («Мосты Санкт-Петербурга») предложить детям выполнить оформительскую часть работы по своему выбору (в том числе совместно с родителями). |
- Коллекция рисунков детей о ходе и результатах экспериментирования. - Конструктор «Город», вырезанные готовые формы для аппликации и работы с бумагой по темы «Мосты». |
||
Рекомендации специалистов ДОУ (психолога) по взаимодействию воспитателя с детьми |
||||
- Делать, как можно меньше замечаний. - Не предъявлять детям завышенные требования. - Поощрять инициативу детей, радуясь их малейшим успехам. - Организовывать игры на формирование адекватной самооценки: «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы». |
||||
1 |
2 |
3 |
||
- Использовать четкие, короткие инструкции при формулировке задания. - Обучать работе по алгоритму. - Применять систему пошагового поощрения детей (фишки, баллы…). |
- Привлекать детей в качестве помощника взрослого, в роли консультантов. - Привлекать детей к взаимопроверке выполнения заданий.
|
Фотоальбомы - самопрезентаций (можно в виде слайд-шоу) – «мои увлечения и успехи вне детского сада» с целью фототерапии. |
||
Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка |
||||
- Проводить совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. - Отвечать на все детские вопросы, поддерживать инициативу в проявлении познавательных интересов, стимулировать желание обследовать объекты. |
||||
Условия совместного с родителями сопровождения ребенка |
||||
1 |
2 |
3 |
||
- Информировать родителей о содержании предстоящей лексической темы «Чему мы научимся (Чему мы научились)». - Осуществлять совместный поиск ответов в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках. |
- Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность экспериментирования в домашних условиях, а так же в совместную деятельность по подготовке проекта. - Ознакомить родителей со способами фиксации результатов опытов. |
Оформление плакатов (коллажей, подборок иллюстраций, поделок), которые становятся достоянием группы на основе совместных с родителями наблюдений явлений природы, общественной жизни, интересных детям. |