Print

Вариативный образовательный маршрут первого вида «ВОМ – помощи»

Суть авторской концепции проектирования «ВОМ – помощи» развитию детей по освоению задач и содержания образовательной области при не выраженном у них интересе

Сущность взаимодействия с детьми в первую очередь связана с созданием условий для проявления интересов детей. Для этого используются разные виды стимулирования (игровая и практическая), взаимодействие с детьми строиться в тесном сотрудничестве с родителями, что помогает ребенку справиться с проблемами освоения содержания образовательной области. Смысл сопровождения: задания помогают ребенку освоить зону актуального развития в соответствие с возрастом. Планируется содержание взаимодействия в единстве всех компонентов: и совместная со взрослым деятельность (НОД), и включение ребенка в детское сообщество и обогащение среды для индивидуальной работы с ребенком по практикованию освоенных умений. Особое значение имеет помощь родителям по совместному решению задач.

Структура ВОМ-помощи

Основными структурными единицами вариативного образовательного маршрута являются информационная страница и методические рекомендации к сопровождению развития детей. На информационной странице указываются:

название,

Методические рекомендации к сопровождению развития детей содержат: общие рекомендации по организации взаимодействия педагога с детьми (организации обучающего взаимодействия педагога с детьми, организации совместной деятельности педагога и детей и обогащению среды для инициирования самостоятельной деятельности детей), а также рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия педагога с детьми и рекомендации по организации взаимодействия родителей с детьми.

ПРИМЕР «ВОМ-помощи: Познавайка»

Вариативный образовательный маршрут

развития детей старшей группы

Название ВОМ: «Познавайка».

Вид ВОМ: вариативный образовательный маршрут помощи детям по освоению задач и содержания образовательной области «Познавательное развитие».

Срок реализации ВОМ (с указанием конкретных месяцев): октябрь – декабрь 201...

Состав подгруппы: фамилии и имена 7 детей.

Обобщенный портрет подгруппы детей:

Задачи сопровождения развития детей подгруппы:

Мониторинг успешности прохождения маршрута проводится на основе пролонгированного наблюдения по следующим индикаторам: ребенок задает вопросы познавательной направленности; замечает новый объект и стремиться узнать о нем; самостоятельно применяет опыт познания в знакомых ситуациях; радуется собственным достижениям и успехам в познавательно - исследовательской деятельности.

Формы и содержание сопровождения развития детей

Общие идеи к сопровождению развития детей

- Использовать приемы игровой мотивации для организации познавательно-исследовательской деятельности, постепенно переходя к мотивам практической направленности (рассмотреть, чтобы потом сделать поделку, конструкцию) и мотиву самовыражения в привлекательной для ребенка деятельности.

- Оказывать пропедевтическую (предупреждающую) помощь в предварительной подготовке детей к освоению нового содержания (новой лексической темы, нового способа экспериментирования и пр.).

- Поддерживать любые проявления любознательности, побуждать детей задавать вопросы при наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.

Организация обучающего взаимодействия педагога с детьми

Организация совместной деятельности с детьми

Обогащение среды для инициирования самостоятельной деятельности детей

1

2

3

- Проводить индивидуальные беседы в соответствии с планируемой темой.

- Организовывать опережающее знакомство с объектами, книгами о них, их изображениями.

- Обсуждать коллективно ответы на занимательные познавательные вопросы.

- Проводить игровые и лексические упражнения по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

Коллекции по интересам детей.

Развивать у детей умения придумывать загадки об объектах после их обследования.

Предлагать детям отгадывать загадки и объяснять отгадки к ним.

Тематические сборники загадок.

Сборник придуманных детьми загадок.

Использовать деятельность конструирования и ручной труд для развития умений обследовать предметы и материалы.

Включать детей в выбор и обоснование предметов и материалов для ручного труда и конструирования

Внесение разных материалов и инструментов для ручного труда в зону творчества.

Предлагать детям зарисовать ход и результаты экспериментирования.

В мини-проекте («Мосты Санкт-Петербурга») предложить детям выполнить оформительскую часть работы по своему выбору (в том числе совместно с родителями).

- Коллекция рисунков детей о ходе и результатах экспериментирования.

- Конструктор «Город», вырезанные готовые формы для аппликации и работы с бумагой по темы «Мосты».

Рекомендации специалистов ДОУ (психолога)

по взаимодействию воспитателя с детьми

- Делать, как можно меньше замечаний.

- Не предъявлять детям завышенные требования.

- Поощрять инициативу детей, радуясь их малейшим успехам.

- Организовывать игры на формирование адекватной самооценки: «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы».

1

2

3

- Использовать четкие, короткие инструкции при формулировке задания.

- Обучать работе по алгоритму.

- Применять систему пошагового поощрения детей (фишки, баллы…).

- Привлекать детей в качестве помощника взрослого, в роли консультантов.

- Привлекать детей к взаимопроверке выполнения заданий.

Фотоальбомы - самопрезентаций (можно в виде слайд-шоу) – «мои увлечения и успехи вне детского сада» с целью фототерапии.

Рекомендации родителям по поддержке развития ребенка

- Проводить совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы.

- Отвечать на все детские вопросы, поддерживать инициативу в проявлении познавательных интересов, стимулировать желание обследовать объекты.

Условия совместного с родителями сопровождения ребенка

1

2

3

- Информировать родителей о содержании предстоящей лексической темы

«Чему мы научимся (Чему мы научились)».

- Осуществлять совместный поиск ответов в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

- Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность экспериментирования в домашних условиях, а так же в совместную деятельность по подготовке проекта.

- Ознакомить родителей со способами фиксации результатов опытов.

Оформление плакатов (коллажей, подборок иллюстраций, поделок), которые становятся достоянием группы на основе совместных с родителями наблюдений явлений природы, общественной жизни, интересных детям.

Структура ВОМ-помощи