Print

samostpОдним из значимых показателей социально-личностного развития ребёнка является его активность и самостоятельность. Для осознания ребёнком себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решить задачи по формированию социальной уверенности – это и стало идеей организации «Дня самостоятельности». Такое совместное событие рассматривается нами как форма презентации хода и результатов реализации вариативных образовательных маршрутов детей

Проведение наблюдения за деятельностью детей с целью выявления умений детей старшего дошкольного возраста играть и заниматься самостоятельно, находить себе дело по душе показало, что деятельность детей в ДОУ излишне регламентирована. Практически 70-80% времени в детском саду для ребёнка составляет деятельность, организованная взрослыми, и 50 % из них – строго регламентированная, включая режимные моменты. В результате: у детей недостаточно сформирована самостоятельность и активность: большинство детей не умеют или бояться принимать самостоятельные решения в самых, казалось бы, несложных и незначительных ситуациях.

«День самостоятельности» для детей подготовительных к школе групп создан как система комплексных мероприятий по развитию у детей социального опыта, коммуникативных способностей, эмоциональной сферы и адаптивных возможностей.

Во время проведения мероприятия необходимо создать для детей следующие условия:

Ø Не допускать перегрузки детей, так как перегрузка физическая, психическая или интеллектуальная ведёт к потере здоровья. Поэтому длительность каждой организованной деятельности не превышает 20 минут, плюс 10 минут отводится на отдых и самостоятельное перемещение детей по выбранному маршруту.

Ø Формировать у всех членов педагогического коллектива способность видеть и понимать закономерные связи детского организма с внешней средой, осознавать то, что ни одна педагогическая задача не может быть решена без опоры на данные психофизического состояния ребенка.

Целью «Дня самостоятельности» является обеспечение свободы выбора детьми предстоящего мероприятия и деятельности в соответствии с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста, их возможностями и способностями.

Задачи «Дня самостоятельности»

1.     Осуществить организацию разнообразной, богатой случайностями развивающей предметно - игровой среды в группе и планирование деятельности детей с учётом их интересов и индивидуальных особенностей;

2.     Организовать детскую деятельность, которая включает в себя механизмы социокультурного развития детей, все его компоненты; используя при этом игровую оболочку;

3. Повышать компетентность педагогов по вопросам социально-личностного и эмоционального развития ребёнка в игре, созданию психологического комфорта.

Особенности проведения «Дня самостоятельности»

Ø Обязательная предварительная работа с детьми накануне мероприятия (объяснение правил игры: успешность заключается в том, что успешный человек умеет планировать свое время и успевает сделать все запланированное на день).

Ø Каждый ребёнок имеет ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНИКА, где после каждого «Дня самостоятельности» появляются новые странички УСПЕХА, каждая из которых имеет свой символ.

Ø У каждого ребенка в этот день есть именной бейдж, на котором отражен маршрут передвижения в виде цветовых меток, т.е. каждое из четырех мест посещения имеет свой цвет: групповое помещение – желтый, кабинет учителя-логопеда – зеленый, музыкальный зал – оранжевый, физкультурный зал – синий. Цветовая метка позволяет взрослому ненавязчиво проверить правильность соблюдения последовательности посещения ребёнком выбранного маршрута передвижения по детскому саду. По завершении дня цветовой выбор позволяет проанализировать предпочтения и интересы детей.

Ø Соблюдение регламента совместной деятельности (20 минут плюс 10 минут на динамическую паузу) – обязательное условие для всех педагогов и специалистов, которое необходимо строго соблюдать во время проведения всех видов деятельности.

Ø Педагогом должна быть продумана вариативность заданий с учетом индивидуальных особенностей детей (особенно это касается сформированности психических процессов).

Ø В организации детской деятельности могут принимать участие те дошкольники, которые успешно прошли вариативный образовательный маршрут содействия развитию способностей и мотивированы на деятельность обучающего характера (обмен опытом со сверстниками).

Ø Завершение «Дня самостоятельности» происходит в музыкальном зале при общем сборе всех участников Дня самостоятельности (детей, воспитателей и специалистов). У детей есть возможность поделиться впечатлениями со сверстниками своей группы, а также сверстниками из других групп.

Ø В торжественной обстановке объявляется о завершении «Дня Самостоятельности» и всем ребятам вручается вкладыш УСПЕХА, который символизирует еще одну ступеньку лестницы, ведущую каждого дошкольника в школу, к успешному школьному обучению.

Особенности проведения «Дня самостоятельности»